Закономерности декора интерьера

Закономерности, которые следует учитывать при декоре интерьера.

• Чем фактурней, теплей и насыщенней цветовой тон, и чем больше его площадь, тем ближе воспринимается такая цветовая поверхность.

• Теплый, насыщенный, фактурный поверхностный цвет фиксирует плоскость в пространстве, позволяет зрительно определить расстояние до нее, утяжеляет.

• Светлый, холодный, бесфактурный, малонасыщенный «независимый» цвет делает плоскость неопределенно расположенной в пространстве, не позволяет зрительно определить расстояние до нее, отодвигает ее и облегчает.

• Характер пространства, его форма, величина, пропорции воспринимаются совершенно различно, в зависимости от местоположения активной по цвету поверхности, от величины цветового или фактурного контраста между ней и другими поверхностями.

• Кроме того, был проведен ряд исследований, в которых обнаружили психологическое воздействие цвета в зависимости от вертикального или горизонтального расположения окрашенных поверхностей по отношению к человеку. В таблице приводятся данные о том, как изменяется психологическая трактовка одних и тех же цветов в зависимости от расположения цветной поверхности в пространстве. Постоянно в поле зрения находятся стены, на пол смотрят гораздо больше, чем на потолок, потолок воспринимается под острым углом зрения, вскользь. В силу этого насыщенный цвет стен — красный, оранжевый и даже желтый — вблизи и под прямым углом зрения сильно утомляет зрение, понижает освещенность, вызывает случайные цветовые рефлексы на предметах и сильное контрастное окрашивание.

Обычно стены рекомендуют окрашивать в малонасыщенные, светлые цветовые тона. Активность их при этом достаточно велика. Особенно хороши зеленые тона.

таблица

Цвет потолка, как бы ни был он насыщен, изредка попадая в поле зрения, не бывает утомительным для глаз, но в то же время заметно активизирует общее цветовое решение интерьера — при достаточной высоте потолка. Освещенность помещения при этом мало снижается, так как главными отражателями света являются стены и пол. Считается, что комната с зеленой стеной и белым потолком всегда кажется темнее, чем комната с белыми стенами и зеленым потолком.

Красный, синий, фиолетовый, пурпурный, а также темные тяжелые и фактурные тона на потолке кажутся более тяжелыми, чем на полу или на стенах.

При окраске стены в несколько цветов нужно располагать тяжелые цвета снизу.

• Солнечный свет изменяет цвет стен, создавая зоны повышенной освещенности и одновременно затемняя отдельные участки. При этом оживляются самые сдержанные монохромные интерьеры. Декораторы часто используют этот эффект, окрашивая стены комнат в различные тона, при этом создавая иллюзию залитого солнцем помещения.

• Часто очень трудно проанализировать тональные соотношения интерьера. Сфотографируйте отдельные участки комнаты. Сейчас многие модели цифровых фотокамер оснащены средством просмотра гистограммы снимков на экране дисплея камеры. Горизонтальная ось гистограмм условно разделена на три зоны. Крайняя левая называется зоной теней, крайняя правая — светами, центральная — средними тонами. Тоновой диапазон еще часто представляется светами, четвертьтонами, полутонами, тричетвертьтонами, тенями. По шкале плотности черного цвета границы участков будут соответствовать значениям 0%, 25%, 50%, 75%, 100%. Хорошая цветовая схема имеет гистограмму с полным цветовым диапазоном и выраженные акцентированные участки. Можно цветную фотографию перевести в черно-белый снимок, где все цвета превращаются в различные нюансы серого. И тогда тональные различия будут нагляднее.

• Подбирая нужные вам тона, пользуйтесь цветовыми шкалами, предлагаемыми производителями красок и других декоративных покрытий. Вы можете увидеть широкий спектр тонов различной насыщенности на этих цветовых диаграммах. На каждом листе цвета для удобства даются пропорции смешивания чистых пигментов с определенным количеством темного. Чтобы получить нужный ряд тонов одного цвета, вы можете выбирать тона на разных уровнях шкалы.