Случайные данные для генерирования идей

Эдвард де Боно.

Думая о какой-то задаче, мы часто чувствуем, что начинаем перебирать по очереди одни и те же мысли все снова и снова. В действительности, чем больше мы стараемся сконцентрироваться, тем непреклоннее мы возвращаемся к тем же идеям. Кажется, что необходим какой-то внешний стимул, который бы вывел на новый путь. И чтобы внешнее воздействие было полезно, оно должно быть неожиданным, не имеющим отношения или случайным.

Метод случайных данных включает в себя сознательное введение чего-то, не связанного с ситуацией. На практике самый простой вид случайных данных это случайное слово. Такое слово можно выбрать действительно случайным образом, используя таблицу случайных чисел и словарь, но есть методы проще, например, ткнуть пальцем в газету и выбрать ближайшее существительное. Случайное слово выступает как связка понятий, вносимых в ситуацию, чтобы открыть новые ходы мысли. Предположим мы ищем новые идеи об окнах. Мы говорим "окна и сыр" и смотрим, какие провоцируются идеи. Первая идея может состоять в том, что дырки в сыре расположены нерегулярно, тогда как окна обычно делаются правильной формы. Возможно, закругленные окна неправильной формы были бы более эстетически приятными. У сыра сильный запах. Возможно, мы могли прикрепить к окну полоску с сильно пахнущим веществом. Когда комната достаточно проветривается, запах был бы неощутим, но когда она проветривается недостаточно, запах становился бы все сильнее, заставляя нас открыть окно.

Этот урок связан с сознательным использованием случайного слова. Один из основных принципов творчества - умение использовать спонтанные или случайные данные. Если вы смотрите только на то, на что вы смотрите, как ваши идеи могут измениться? Может быть необходимо рассматривать вещи, которые кажутся посторонними, и даже вообще не могут иметь никакого отношения, чтобы спровоцировать новые идеи.

Можно все больше и больше концентрироваться на проблеме, но быть не в состоянии прийти к каким-то новым идеям. Это происходит потому, что концентрация лишь укрепляет идеи, которые у вас были раньше. Чтобы найти новые идеи, вам, возможно, придется привнести что-то внешнее. Оно не может быть выбрано вами, ведь тогда бы оно лишь отвечало старым идеям. Поэтому оно должно быть случайным - то есть никак не связанным с рассматриваемой проблемой. Но, как только случайные данные будут внесены в контекст, их можно использовать в качестве стимула.

Эдвард де Боно

Очень интересный материал. Только хотелось бы не так сильно напрягаться при поиске связи между совсем разными понятиями. По-моему разумно установить некоторую максимальную дистанцию. Удачная связь совсем разных понятий - это притензия на что-то почти генеальное, в жизни обычно решаются более простые задачи. Конечно красиво, когда решение получается оригинальным.
P.S. Сижу на работе без инета, зато появилось время моделирование поизучать. Открыл для себя Ольгу Миловскую - она уже две книги по MAX-у написала. У нее сайт - www.3dmaster.ru. Книги очень толковые - много информации, которой нет у других авторов. Она имеет сертификаты Autodesk и Adobe. Вообщем молодец.
В воскресенье был на АРХ Москва - архитектура невзрачная и плохо представлена, зато куча западных новых технологий: материалы и т.п.
Макулатуры гору набрал, разбираю...
Из дома dial-up - ить не удобно. Надеемся, что на работе восстановят инет. Пришлю что-нибудь интересное. Спасибо за сайт. Зайдешь к тебе и почти всегда настроение улучшается, сайт в развитии. Это очень приятно. Успехов!

Привет,

Привет, Сергей.
В том-то все и дело, что для генерирования идей необходимы случайные комбинации. Иначе - весь смак пропадает. А сопоставить эти случайные комбинации в "гениальные" идеи, как ты говоришь, может только гениальный человек. Чаще же мозг сбивается на штампы.

Спасибо за ссылку. Обязательно просмотрю, выясню, какие полезные грибы там растут :).