Интуитивное восприятие цвета

Если прикладывать к глазам цветные стеклышки, то можно изменять мир вокруг. Вот синее стекло — все вокруг становится серьезным, строгим, печальным; желтый или оранжевый — жизнь явно веселее, хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Вроде бы несерьезное, бессмысленное занятие? Но, проводя большое количество времени за таким рассматриванием мира, Гете создал целую теорию цвета, которую он ценил выше своего поэтического творчества. Великий поэт считал, что цвет, независимо от строения и формы материала, которому он принадлежит, оказывает «известное воздействие... надушенное настроение». Впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Гете соотносит определенные цвета с определенными психологическими состояниями человека.
Цвет — это не только красота. Когда мы любуемся неповторимыми красками только что распустившейся розы, синими или голубыми оттенками неба, всей разнообразной гаммой зелени, мы должны осознавать, что цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма.
Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета.
Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.
Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.

Чем больше мы будем размышлять о психологической и эмоциональной выразительности цвета, тем больше шансов запутаться. Изменчивыми, с одной стороны, являются проявления самого цвета, а с другой, и наши субъективные способности переживать этот цвет.

Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:

-в оттенке цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;

-в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;

-в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;

-в количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или в интерьере много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же в интерьере столько же жёлтого, сколько и зелёного.

Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.

Горячие цвета

Красный основной

Полностью насыщенный красный цвет, самый глубокий и яркий из его оттенков, казалось бы, создан для того, чтобы привлекать внимание и вызывать напряжение. По этой причине красный цвет так часто встречается в цветовой гамме вывесок и запрещающих дорожных знаков.
Возбуждающие цвета активные и агрессивные. Кажется, что молекулы красного вибрируют, разогревая не только окрашенный предмет, но и зрителя.

горячие цвета

Считается, что красный цвет повышает давление (а потому противопоказан людям с гиппертонией) и стимулирует деятельность нервной системы.
Логично было бы предположить, что красный будет весьма полезен для повышения настроения и физической активности, когда снижен общий эмоциональный тонус человека.

Независимо от цветовой комбинации, красный цвет не может остаться незамеченным. Цвет "энергии" напрягает и обостряет эмоции. Цветовые комбинации, в которых присутствует красный цвет, символизируют самые сильные человеческие чувства - любовь и ненависть.

Использование красного цвета в оформлении интерьера может быть весьма интересным и оригинальным. Количество красного цвета стоит тщательно взвесить и продумать. Так же тщательно стоит подойти к комбинации остальных цветов в цветовой гамме, в которой присутствует насыщенный красный.

Холодные цвета

Синий основной

Самым холодным цветом считается максимально насыщенный синий. Яркие его оттенки эффектны и доминируют среди прочих.

Холодные тона, а именно: синий, сине-зеленый, зеленый - вызывают у человека ассоциации со снегом и льдом. Противоположные ассоциации возникают под влиянием горячих цветов. К тому же синий цвет создает ощущение покоя и неподвижности. Сине-зеленый цвет освежает, заряжает бодростью и энергией.

холодные цвета

Помещение, оформленное с использованием светлых оттенков холодных цветов будет казаться больше, просторней, в нем создается ощущение большей наполненности воздухом.

Теплые цвета

Теплые цвета

Все оттенки, содержащие в себе красный и/или желтый цвет, являются теплыми. Если к агрессивному красному добавить желтый цвет, мы получим теплые дружелюбные тона, настроение которых резко отличается от насыщенных красных оттенков.

Такие цвета, как красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, охватывают значительную часть эмоционального спектра человека. Это дружелюбные, непринужденные и гостеприимные цвета.

теплые цвета

Спокойные цвета

Спокойные цвета

Основой спокойных оттенков является синий цвет. Отличие их от холодных цветов состоит в добавлении желтого, в результате чего появляются желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый оттенки.
Бирюзовый и "травяной" зеленый часто встречаются в природе. Подобно буйно пробивающейся весенней зелени, эти цвета заставляют нас чувствовать себя обновленными. Спокойные и умиротворенные, эти цвета не только позволяют нам ощутить внутренний покой, но и внушают чувство глубины, ассоциируясь с освежающим купанием в тропическом озере.

спокойные цвета

Светлые цвета

Светлые цвета

Светлыми цветами называют тончайщие пастельные оттенки. Ощущение легкости и прозрачности - результат примести белого к базовому цвету. Чем светлее композиция, тем шире выбор цветовой палитры, которую можно использовать.

Пастельные тона расширяют пространство и создают впечатление воздушности. Подобно легкой завесе, они как бы предлагают расслабиться, внушают покой и доверие.

светлые цвета

При смешивании цветов следует помнить два правила:
1. Белый цвет всегда дает рождение новому оттенку.
2. Черный цвет «убивает» любой оттенок. Черный цвет при добавлении нескольких капель к основной группе цветов позволяет создать «грязный» цветовой ряд. Белый же цвет, соединяясь с основными цветами, дает начало пастельному цветовому ряду, который широко распространен при оформлении интерьеров, так как человеку обычно очень нравятся пастельные тона. Они мягкие, светлые, чистые и успокаивающие. Насыщенность оттенков каждого из пастельных цветов зависит от пропорций белого и основного цветов. Существует очень много вариантов и комбинаций пастельных цветов, дизайнеры используют различные тональности пастельных палитр. Главное преимущество пастельных тонов — это легкость, с которой они смешиваются и тонально дополняют друг друга. Кроме того, они гармоничны и с другими цветами диаграммы.
Пастельный цветовой ряд:
красный + белый = розовый;
желтый + белый = бледно-желтый;
синий + белый = голубой;
зеленый + белый = салатный;
оранжевый + белый = персиковый;
фиолетовый + белый = сиреневый:
коричневый + белый = бежевый;
малиновый + белый = коралловый.

Темные цвета

Темные цвета

Темные цвета получаются в результате добавления черного цвета к базовому оттенку. Они сужают пространство, могут создать тягостное ощущение либо ощущение теплого интимного уюта, защищенности, покоя.

Темные цвета придают композиции весомый, серьезный вид. Если сравнить эти цвета с временами года, то темные цвета будут передавать настроение осени. Сочетание светлых и темных тонов - простейший способ сыграть на контрастах и подчеркнуть противоположность объектов.

темные цвета

Бледные цвета

Бледные цвета

Бледные тона - это самые светлые пастельные оттенки. В своем составе они содержат от 65 процентов белого, ненасыщенны и создают романтичное настроение.

Такие бледные цвета, как цвет слоновой кости, светло-голубой и светло-розовый, жемчужный, создают ощущение нежности. В природе такие цвета можно увидеть в облаках, рассеянном свете сумерек или лавандовых цветах туманного утра. Благодаря успокаивающему действию на нервную систему, бледные цвета часто используются в оформлении интерьеров.

бледные цвета

Яркие цвета

Яркие цвета

Насыщенный цвет называется ярким. Чистота ярких цветов обуславливается отсутствием в них примеси серого и черного. Синие, красные, оранжевые и желтые цвета предстают перед нами во всей своей яркости. Яркие цвета жизнерадостны и привлекают внимание.

Оранжевая униформа дорожных рабочих, связка воздушных шаров, красный нос клоуна никогда не останутся незамеченными. Воодушевляющие и радостные, яркие цвета незаменимы при оформлении подарков, в рекламе и молодежной моде.

яркие цвета

Выступающие — отступающие

Еще одно свойство цвета - создавать зрительные иллюзии. К одной из таких иллюзий относится способность цвета создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.

Теплые тона — красные, оранжевые, желтые — обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона кажутся выступающими среди других цветов, а холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона — отступающими.

Кроме того, цвета бывают успокаивающие, угнетающие и т. д. Одна из главных особенностей цвета — активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных. С помощью цвета можно исправить пропорции помещения или предмета, зрительно увеличить или уменьшить объем, сделать стены выше или ниже.

Например, теплые тона выступают по отношению к холодным только тогда, когда они светлее холодных или при равенстве светлот. Из двух теплых выступает более теплый, светлый, насыщенный и фактурный. Отступающий синий цвет с сильно выраженной фактурой может казаться расположенным ближе, чем выступающий оранжевый с гладкой поверхностью. Поэтому всегда необходимо учитывать взаимосвязь всех характеристик — броскости, фактурности, весомости, взаимного месторасположения в пространстве.

Всегда надо рассматривать способность цвета к иллюзии приближать-отдалять комплексно, по отношению к другим окрашенным поверхностям, не изолированно.

Определенная окраска поверхностей квартиры позволяет зрительно изменять ее формы и истинные размеры. При этом меняется и представление о форме и величине пространства.
С помощью цвета можно преодолеть статичность пространства, придав ему направленность; иллюзорно уменьшить или увеличить комнату; полностью изменить ее форму.