Классицизм

Классицизм — стиль XVII-начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной. Архитекторы той эпохи находили такой подход, который удивительно гармонично связывал античные формы с мягкостью русской природы и одновременно с устремлениями Русской культуры.

Роскошь предыдущих стилей барокко и рококо приобрела в интерьерах классицизма монументальный и величественный характер. Легкомысленный стиль жизни королевского двора сменили спокойствие и утонченность, заимствованные у прекрасного прошлого Эллады.

Мебель классицизма, пришедшего на смену стиля рококо, характерна простотой, четкостью пропорций с ярко выраженной конструкцией, не перегруженной деталями. Основные признаки - симметрия и простота, сдержанный декор, дорогие материалы. Позолота и окраска мебели уступают место фактуре дерева. В качестве украшений используется маркетри (клееная мозаика из разных пород дерева), бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки и пр. Для обивки используются шелк. Полосы или мелкие цветы в полосе на ткани –основной рисунок классицизма. Двери – белый лак, четкие порталы, карнизы, фризы, филенки. Окна - французская штора, тройной ламбрекен, изогнутый карниз. Свет – подвесы из хрусталя образующие купол или шатер (театральная люстра).

Основные признаки классицизма: симметрия, простота.

Обращается к образцам античного искусства как к эталону. Противодействует барокко. Продолжая идеалы Возрождения, в то же время антитеза ему. Выявляет гармонию мироздания времени. Геометризм, подчеркнутая статичность форм и логичность планировки, обращение к ордеру.

Стена - гладкая поверхность, ограниченные четкие объемы, не скрывает структуры, мягкость цветов.

Перспективные эффекты в минимализме живописи. Идеальный пейзаж, воплощающий мечту о золотом веке.

Цветовая гамма: природные, мягкие цвета - белый, голубой.

К началу XIX века в литературе, скульптуре и живописи классицизм исчерпал себя. В светских кругах деятелей искусства на стиль обрушилась резкая критика, провозгласившая: "Классицизм умер от холода собственных стремлений к идеальности". В дизайне интерьеров же, наоборот, богатство и величие, свойственные классицизму, приумножились до перегруженности. Художественное наследие Греции сменилось наследием Рима, на фоне ярких событий Французской Революции. Воплотивший все эти настроения новый стиль, носил название Ампир.