Интерьер Древней Греции

Понятие "классический" подразумевает глубокую цельность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавить или убрать, не разрушив целостности произведения. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели - все это весьма созвучно современным минималистским интерьерам. Но подобные интерьеры выглядят у нас, скорее, выхолощенными, о чем у греков не могло быть и речи, ведь в центре их мира стоял человек.

Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были глинобитными, мозаичными, позднее - покрывались коврами. Росписной кессонный потолок дополнялся рельефными изображениями, большими вазами с рисунками, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками).

План более позднего греческого дома формировался вокруг внутреннего, перистильного дворика. Стены были окрашены темперой, излюбленный цвет - красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра. Иногда плоскость делили три горизонтальные полосы равной ширины. Полы первого этажа оставались глинобитными, что, видимо, не казалось грекам некрасивым или неудобным. Так же как стены, полы иногда делались расписными, а в самых богатых домах их выкладывали мозаикой. Древнегреческая мозаика из отшлифованной речной гальки являет собой первые в истории опыты в этой области. Наиболее распространенный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными.

С усовершенствованием ткацкого станка, что позволило делать полотно тоньше и значительно шире, в убранстве жилищ появлись драпировки. А с появлением бронзы интерьер стали украшать коваными изделиями.

На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, ткани играли в античном интерьере не менее важную роль, чем теперь. При помощи занавесей осуществлялось обособление помещений, двери, как таковые, были большой редкостью. Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в несколько слоев, каждый из которых имел свой цвет. Это немного напоминает теперешние тюлевые гардины - в таком искаженном виде донесло до нас время изначально великолепную идею. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зеленому, шафрановому, золотому, оттенкам фиолетового. Стоит задуматься над таким сочетанием. Величественное, спокойное, строгое, и при этом никак не скучное, скорее смелое, - готовый рецепт цветового решения современного интерьера (но лишь для непрозрачных материалов, какие и использовались в ту далекую эпоху).

Высокого расцвета в это время достигла греческая керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной росписью, использовались для хранения вина и масла, благовоний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен. Вазы делались и из серебра, украшались рельефными изображениями.

Немногочисленная мебель отличалась выверенностью пропорций и элегантностью исполнения. То, как она выглядела, мы можем представить себе по изображениям на греческих расписных вазах. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось.

Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д. Мебель в Греции делали из дерева, бронзы (курительницы и канделябры) и мрамора. Наиболее употребительным и важнейшим типом домашней мебели был ларь - особого вида ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов.

Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах в виде ног крупных животных. О мебели для сидения дают представление живописные изображения табуретов и стульев на вазах. Такая мебель имела жесткую прямоугольную конструкцию.

Формы стульев просты и послужили образцами для последующих стилевых форм. Три основных формы: скамейки, обычные и церемониальные (торопообразные) стулья. Наряду с простыми рабочими столами имелись и обеденные низкие трапециевидные столы на трех ножках (в виде звериных лап).

В обстановку жилища входили также маленькие сундучки. В III веке до н.э. в Греции появилась мебель из бронзы, отделанной золотом, серебром, с мягкой обивкой. Для греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Характерный орнамент - спиральный, а также волнистая линия. В архитектуре использовались колонны дорического, ионического и кофинфского ордеров, а также скульптурные портреты знаменитых людей, рельефы и барельефы на каменных плитах.