Симметрия и асимметрия в композиции

Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии.

Симметрия как принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве предполагает наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение.

Построение, симметричное по отношению к какой-либо одной оси, вертикальной или же горизонтальной, - относительная симметрия.

Когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии и построение имеет четко выявленный точечный центр - это абсолютная симметрия.

В композициях, построенных по законам относительной симметрии, по-разному может выявляться центральная ось.
дизайн гостиной
Центральные оси активно выявлены архитектурным решением центральной зоны части камина и зоны кинотеатра.
Белое безмолвие
Ось симметрии камина выведена в пространство комнаты и закреплена банкеткой и симметричным оформлением потолка.

Пример абсолютной симметрии:
дизайн гостиной
в оформлении потолка приняты две взаимно перпендикулярные оси симметрии.

Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы, поэтому применение ее в жилом интерьере создает ощущение некотрой официальности, если применяется в общесемейных зонах. В то же время для ряда функциональных зон применение симметрии оказывается функционально оправданным. Очень часто именно с ее помощью выстраиваются интерьеры детских комнат для двоих детей, спальни родителей. В этих случаях симметричное построение, начатое группой парной мебели, может быть подчеркнуто и усилено симметричным расположением остальных элементов (картинами в изголовье кровати, светильниками. Эффект симметрии усиливается, если на противоположной от окна стене размещено зеркало.

дизайн спальни

Распространенным приемом в жилом интерьере является уравновешенная симметрия. В этом случае тоже присутствует центральная ось, по обе стороны от которой группируются разновеликие предметы.

Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Уже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным. Например, когда изменены отметки нескольких горизонтальных полок при сохранении общей симметричной сетки стеллажа либо в композицию добавлен элемент, разбивающий симметрию.

дизайн детской

В основе асимметричного построения жилого интерьера чаще всего лежит функциональная потребность, т.е. необходимость обеспечить площади для самых разных рабочих операций. При этом свобода и гибкость асимметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включеннными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Часто оба приема сочетаются в композициях на равных.

дизайн гостиной
дизайн гостиной

Оформление зоны кинотеатра строго симметричено, а угловой диван, стоящий боком к консоли, отграничивающей прихожую - нарушает эту симметрию.

дизайн санузла

Здесь пример асимметричной формы (оформление потолка с подсветкой) на фоне строго симметричной декоративной композиции на задней стенке за сантехническим прибором.

В основе совмещения симметричных и асимметричных схем может лежать функциональная идея.

дизайн гостиной

Применение асимметричных схем диктуют мансардные этажи, так как наклонные потолки заставляют вмещать объемную мебель в образовавшееся пространство неправильной формы.

дизайн санузла