Изменчивость и искажения цвета. Рефлекс. Фактура

Цвет - это живое. Не четко зафиксированное раз и навсегда.

При выборе цветового решения в доме необходимо учитывать не только тон цветового пятна, но и его размер, объем. Его взаимодействие с освещением - солнечная погода, пасмурная, искусственное теплое (лампы накаливания, галогенные лампы) либо холодное (неоновое, люминсцентное) освещение. Даже при обращении окон на юг - в вашей квартире всегда будут разные вариации оттенков и цветов, так как погода за окном - всегда разная. Не стоит подходить исключительно с позиции математического суммарного подсчета, выверенности. Это - слабо работает или не всегда работает.

Очень простой и доходчивый пример, знакомый нам с детства: смешивание голубой и желтой краски - дает зеленую краску. Аналогично происходят всевозможные смешения цвета и света в жизни. Осветите желтую стену голубой лампой, и вы получите зеленоватый рефлекс.

Цвет не живет в одиночку. На самом деле эффект, создаваемый цветом, определяется многими факторами: отражающимся от него светом, окружающими его цветами и даже положением смотрящего на него человека. Яркие цвета способны давать рефлексы (отблески цвета) на рядом находящиеся светлые цвета.

Посмотрите на два угольника разного цвета:

Два угольника

Это простейшая демонстрация так называемого рефлекса, когда более яркий и насыщенный красный цвет отбрасывает красный отблеск на белый материал. Это явление очень хорошо знают художники и используют в своей живописи, чтобы максимально передать реалистичность изображаемого. Об этом "слиянии" цветов следует и помнить в том случае, если в комнату на стены или пол (полностью или частично) собираются положить яркий насыщенный или темный цвет.

Дополнительной характеристикой цвета служит также фактура цветной поверхности. Это — свойство поверхности материала. Оно зависит от характера обработки предмета, от того, как он отражает свет. Все это влияет на восприятие цвета.

В интерьере нельзя говорить о каком-либо цвете вообще, безотносительно. Можно обсуждать коричневый цвет пола, или оранжевый цвет стен, желтый оттенок обивочных тканей. Обычно говорится о цвете видимой поверхности вещей и материалов. Так, красный бархат, одинаковый по цветовому тону, светлоте и насыщенности с красной бумагой, в силу многократного отражения света будет выглядеть более насыщенным.

О роли фактуры поверхности в восприятии цвета наглядно говорят простые примеры. Все дети обожают собирать каштаны. У каштана, упавшего с дерева и освобожденного от колючей оболочки, очень красивый необыкновенный блестящий коричневый цвет. И каково же огорчение, когда через некоторое время, обсохнув, он становится тусклым и даже неприятным. Мокрая галька на морском берегу имеет четкий слоистый рисунок и искрится множеством оттенков. Собранные же килограммы камней выбрасываются, так как, высохнув, утрачивают всю свою красоту.
Различные декоративные штукатурки и краски (клеевая, масляная, силикатная, казеиновая) по-разному влияют на восприятие цвета.

Различают три вида фактур.
• Матовая поверхность — мелкопористая, шероховатая, рассеивающая свет в разных направлениях, одинаково яркая со всех точек обозрения, а поэтому воспринимаемая равномерно освещенной, никогда ничего не отражающая зеркально. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т. д.
• Глянцевая поверхность не отражает окружающих предметов, но имеет слабые блики. Это фактура масляной окраски, лака, линолеума, линкруста, пластмассы, глазурованных плиток и т. д.
• Блестящая поверхность — совершенно гладкая, отражающая свет в одном направлении, имеющая светлые блики, то есть очень яркая с определенной точки обозрения, но темная — со всех остальных, отражающая окружающие предметы. Такой фактурой обладают цветовое облицовочное стекло, зеркала, полированные природный камень, металл и т. д. В зависимости от вида фактуры один и тот же цвет выглядит по-разному. При блестящей фактуре цвет неоднороден по цветовому тону, в местах бликов полностью теряет насыщенность, резко меняет светлоту, приобретает множество оттенков.

Присутствие в интерьере множества предметов с блестящей фактурой, например стен, облицованных полированными материалами, паркетных полов с лаковым покрытием, полированной мебели, придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует цветовые поверхности и объемы, искажает цвета и их соотношения, вносит беспокойство.

Поверхности с матовой фактурой рассеивают свет, более комфортны, благородны. Матовая фактура, равномерно освещенная стандартным источником света, выражает собственные свойства цветов и их соотношения. Здесь первостепенное значение приобретает взаимодействие: свет — цвет — материал.