Линия

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).

Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения.

Рейсфедер «дает» тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш – боле светлую, свободного начертания. Перо – тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус – «жирную», «бархатную» и т.д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.

При работе с компьютером проблема материала и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые линейно-графические формы, подбирая их в соответствии с решаемой композиционной задачей.

Сама задача определяется содержанием композиции. Ее сложность обуславливает самый широкий и глубокий выбор линейно-графических форм. Важно почувствовать и осознать необходимость использования той или иной формы, передав их на листе ватмана и построив на их основе разные формальные композиции. При этом важно решать разные композиционно-художественные задачи. Только после этого работа на компьютере может дать свои положительные результаты.

Далее представлены некоторые виды линейно-графических форм. Они показывают богатый арсенал композиционно-художественных возможностей линии.

Линии

Это могут быть: прямая тонкая линия, карандашный штрих, узкоконечное перо, штрих кистью, круглое перо, толстый фломастер, тонкий фломастер, процарапанная линия, перо по "сырому", штрих палочкой, мягкий грифель, кисть с растровой доводкой, штрих "в полкисти", кисть "по сырому", протирка кистью, рельефная линия и множество других.

Задача заключается в том, чтобы, во-первых, эффективно использовать этот арсенал с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, а во-вторых – достичь максимальной художественной композиции.

Первая решается с помощью использования изображенных или созданных «своих» линейных форм.

Вторая, более сложная, сводится к построению композиции, гармонично сочетающей эти формы. При построении возможно пространственное изображение геометрических фигур при помощи утончения или утолщения линий или их тональной (светотеневой) моделировки.

Композиционной задачей может служить также передача при помощи линий эффекта переплетения фигур, их наложения друг на друга, расположения под углом к зрителю, перехода контурной формы в силуэтную форму и т.д.

Самые сложные задачи – выявление линиями разного ритмического строя графической композиции, облегчение верха, утяжеление низа, сохранение плоскости и др.

Важно иметь в виду, что, в конечном счете, выполнение заданий здесь служит цели построения не формальных (учебных), а содержательных (прикладных) графических композиций. Поэтому для более успешного освоения данной темы следует находить и анализировать конкретные примеры решения отмеченных задач в прикладной и станковой графике. Это, впрочем, относится к освоению всех тех аспектов построения формальной композиции, которые будут рассмотрены нами далее.