Пятно

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки.

Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую, от светлого тона к темному и обратно, «размывка» - мягкими затеками и т.д.

Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер. Разновидностью этой задачи может служить графически-тоновая разработка плоскости с передачей текстур разных материалов. Она предполагает не столько точное повторение материала, сколько передачу его характера – однородности, рисунка и цвета при четкости и легкости графического исполнения.

Более сложная задача – гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие элементы могут использоваться как при построении плоскостной композиции, так и в изображении объемов и пространства. Тонально – плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм. Задание на объемно-пространственное изображение строится на основе использования разного рода «растяжек», «отмывок», светотеневых построений, доводок и штриховок.

В принципе решение любой композиционной задачи требует использования своих приемов тоновой графики. Так, достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается на применении аппликации – черной и белой накладной бумаги. Выразительное сочетание сложных по характеру графических форм достигается, например, за счет применения вырезок из газет, журналов, проспектов и т. п. (коллажа). Важно учитывать, что композиционное коллажирование решает проблему отвлечения учащихся от конкретных по содержанию графических форм (текстов и фотоизображений) и обращения их внимания, собственно, на формальную композицию. Этим заданием развивается чувство и понимание выразительности графической формы, вне зависимости от того, что она изображает. Расчет идет на выявление не содержательных (информативных), а чисто художественных качеств композиции.

При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции. Решение подобной композиционной задачи предполагает использование простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве. При таком использовании четче выявляется характер формальной графической композиции.